Развитие алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Басюк Т.В. воспитатель
высшей категории МАОУ ОЦ «Горностай»
Попова О.Ф. воспитатель первой категории МАОУ ОЦ
«Горностай»
По данным института Сколково в будущем
многие профессии станут не нужны, так как их заменит искусственный интеллект.
Какие профессии будут востребованы мы не
знаем, но мы можем развить навыки успешности у детей, которые помогут им самореализоваться в профессиях будущего,
чтобы не проиграть ИИ.
Чтобы человек стал успешным необходима
мотивация на достижение успеха а также развитые навыки hard skills и soft
skills. Формирование у дошкольников алгоритмических умений - эффективное
средство развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе
обучения в ДОУ
в связи с тем, что алгоритм выступает как способ принятия и
удержания цели своей предстоящей деятельности, так и последовательность
операций, необходимых для решения практических и учебных задач. Навыки soft
skills во всем мире называют навыками
4К: критическое мышление, коллаборация (сотрудничество), коммуникация,
креативность. Эти навыки есть основа для решения всех современных
экономических, политических, экологических, социальных задач.
Хорошим комплексным тренажером для
развития всех групп навыков являются игры на развитие алгоритмического мышления. В
процессе игры ребенок получает знания, т. е. развиваются «жесткие» навыки
— hard skills. Также развиваются навыки
soft skills, необходимые в течение всей жизни, которые востребованы во всем
мире не зависимо от уровня и направленности основного образования, ребенок
учится договариваться (коммуникация), сотрудничать, решать задачи (т. е.
задействовать критическое мышление) и творчески выполнять их (креативность).
Для развития ранней тренировки
алгоритмического стиля мышления, мы используем безтекстовую программную систему
Пиктомир, созданную в НИИ Системных Исследований РАН. В ней дети могут из пиктограмм собирать
программы, управляющие виртуальным роботом. Алгоритмическое мышление
заключается не в способности исполнять алгоритмы, а в способности их
составлять, выбирать наиболее эффективный способ действий, оценивать свои
действия, обсуждать составленный алгоритм, находить и исправлять свои ошибки.
В используемой нами программной системе
Пиктомир дети овладевают зрительным
анализом компьютерного игрового поля. Учатся понимать поставленную задачу,
удерживать задачу в уме и каждый шаг на пути к её решению выкладывать
пиктограммами в программном коде в
безтекстовой среде. Учатся оценивать несколько вариантов решения и подбираем
наиболее подходящий из всех. Дети на практике приобретают навык аналитического
мышления: учатся выделять в нужном результате главное и формулировать это в
ясном виде. Контроль в процессе
составления алгоритма пиктограммами позволяет
искать ошибки, их оптимизировать до выполнения исполнителем.
Для обобщения и переноса навыков
программирования и составления алгоритмов нужно иметь несколько исполнительных
сред. Поскольку рекомендуемое время работы с компьютером в форме развивающих
игр не должна превышать 10 - 15 минут, мы используем и листы бумаги, и хождение по клеточкам на полу и ПРОКУБИКИ как альтернативную среду.
В процессе работы мы столкнулись с
отсутствием настольных дидактических игр по алгоритмике и программированию для
детей старшего дошкольного возраста. Проанализировав методические рекомендации к программе
Пиктомир и методические рекомендации для
начальной школы по информатике, мы стали использовать широко известные дидактические игры «Собери
бусы», Кодинг (шифровки), Ханойская башня, Танграм, Судоку. дополнив и расширив
содержание и условия игр карточками и
слотами для составления алгоритма действий.
Но этого оказалось недостаточно для
понимания детьми линейного алгоритма, а также понятий повторители и
подпрограммы. Мы разработали дидактическую
игру РОБОТЫ. В игре ребенок сможет освоить
начала алгоритмики, работы с исполнителями. Изучит принципы построения и
выполнения программ. Станет понятна логика команд для роботов-исполнителей,
основы программных конструкций типа условий и циклов. В «Роботов» возможно
играть индивидуально, парами и командами. В игре используются несколько видов
полей (напольные и настольные). Игра предусматривает несколько вариантов
заданий по степени сложности. Суть игры – составить программу (алгоритм для
решения задачи(доставить посылки и письма адресатам на поле с координатами, проложить
дорогу к домам, добраться до подарка, выстроить башню по заданному алгоритму.
В результате работы формируются: образное
мышление, пространственное мышление; планирование и прогнозирование своих
действий; творческие способности; планирование своей работы в пространстве
поля; закрепляются пространственные представления; умение составлять алгоритмы,
сложные программы с циклами, подпрограммами и условными операторами
При проведении дидактических игр необходимо
соблюдать важные условия: детям нужны подробные инструкции взрослого,
подразумевающие постепенное формирование у ребёнка способности к построению собственной программы. Необходимо
дать каждому ребёнку роль ведущего, что автоматически повышает уровень его
произвольной регуляции, программирования. В процессе проведения игр важна
эмоциональная оценка деятельности ребёнка.
Алгоритмика для дошкольников -- это
фронтир, причем не только технологический, но и социологический. Мы считаем,
что алгоритмика должна быть курсом не менее базовым, чем математика, и
проходить тоже через всю дошкольную программу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий